Знаете ли Вы о том, как готовиться к эфиру, какими качествами должен обладать настоящий радиожурналист и как можно стать радиоведущим? Радио – это не так просто, как кажется. О своем творческом пути и о некоторых радийных тонкостях рассказала начальник службы радиовещания государственной телерадиокомпании «Карелия» Анна Левашова.
— Как Вы попали на радио? С чего все начиналось?
— Я по образованию — академический музыкант. Начиналось всё со знакомства с одним из музыкантов города Петрозаводска. Он работал на одной из FM-радиостанций в рекламном отделе в продакшн-студии — записывал рекламу, сочинял, пел, играл, и он меня пригласил озвучивать рекламу. И как-то мне вся эта радийная кухня очень понравилась. Потом я уже начала искать способы и возможности попасть на радиостанцию. И так удачно случилось, что в те годы на «Европе Плюс» работали несколько студентов из консерватории, где я училась. И тогда срочно нужен был голос по той причине, что одна из ведущих была приглашена в Москву, вот мой коллега по консерватории привел меня туда, послушали, я записала какие-то пробы. В общем, он убедил программного директора в том, что я смогу, хотя времени на обучение не было никакого. Но у меня был козырь: мало того, что не боялась микрофона, пела и говорила, начитывала, и плюс, все-таки идеальный музыкальный слух – это означает, что я слышу себя, я никогда не испорчу качество звука, голоса – это важно, как мне кажется, работая на радио иметь «музыкальные уши». Тембр голоса, может быть, не очень подходил, но это если сопоставить с той девушкой, которая уезжала, потому что у неё был очень высокий и звонкий, а я пришла начитывать пробы, убедив себя в том, что, чем больше эротики будет в моем голосе, тем лучше. Я говорила таким басом: «Здравствуйте», что программный директор чуть с ума не сошла: «Это что у неё с голосом?», коллега сказал: «Ну, болеет человек, поправится», — «Ну, ладно, пусть попробует». И в итоге, конечно, работать начала. В идеале, все местные ведущие должны работать точно так же, как и федеральные – региональный эфир не должен отличаться от основного федерального, и ты, так или иначе, слушаешь московских ведущих, и ты подтягиваешься под ведение и манеру говорить. Ну, как-то всё исправилось. То, с чего начиналась моя работа в эфире, чем в итоге закончилась – наверное, манерой — голоса разные. Вот и всё – затянуло.
— Какие радиостанции стали частью вашей жизни?
— На «Европе плюс» я работала много-много лет в эфире. И может быть, никогда бы я оттуда не ушла, если бы была возможность немножечко двигаться внутри компании вверх. Когда ты уже осознаешь, что можешь делать много каких-то серьезных вещей, а у тебя нет никакой возможности применить куда-то своё умение, то, идёшь и меняешь. После «Европы плюс» я пошла на «Радио России», а ещё радиостанция «Радио Маяк» открылась через несколько месяцев. В общем, нагрузки хватает.
— А что нужно сейчас сделать, чтобы взяли работать на радио? Какими навыками надо обладать, чтобы приняли работать как на «Европу плюс», так и на «Радио России», например?
— Это абсолютно разные форматы и совершенно разные должны быть умения и навыки. «Европа Плюс» – это развлекательное радио, где журналистское образование не требуется. Человек должен быть эрудированным, должен иметь грамотную речь, хорошую дикцию, артикуляцию, чувство юмора, знание иностранного языка (лучше английского). Ему не нужно делать больших репортажей, то есть, там нет журналистской работы, а на «Радио России» полностью журналистская работа. Здесь человек должен быть изначально журналистом, и плюс к этому, у него еще должен быть: приятный голос, отсутствие «фефектов фикции», хорошая речь и так далее.
— На радиостанциях устраивают кастинги?
— Дается текст в руки, человек идет читать в микрофон в студию, а ты сидишь через стекло слушаешь, что получается на выходе через призму проводов. Какой тембр голоса, какая манера говорить, умеет ли он логично читать фразы, там ли он смысловые акценты делает во фразах, там ли он дышит, понимает ли он, что читает. На «Европу Плюс» приходило большое количество человек. Мы 2 дня прослушивали по 100-200 человек. Когда я свои пробы записывала, мне выдали вообще какой-то текст из журнала Forbes. Это был аналитический экономический обзор, где были такие слова, которые я вообще не знала. Но ничего, нормально.
— На «Радио России» нет такого кастинга?
— Если я буду принимать на «Радио России», дам задание подготовить материал на какую-то тему. Либо в новости, либо тематическую какую-то небольшую передачу, то есть, он должен здесь поработать, как журналист. Мне кажется, есть люди, которые оказываются в профессии случайно, ошибочно. И не понимают, что не туда пришли и не уходят. Мне кажется, в журналистике с этим нельзя ошибаться – нельзя быть ленивым, нельзя быть нелюбопытным, нельзя останавливаться.
— Смотрели ли Вы фильм «День радио»? В жизни так и есть?
-Я вспоминаю из всех этих жестокостей (салфетки поджигать в ушах и так далее), когда человек новости читает. Я такого не видела. Меня всегда веселила девушка из бухгалтерии на «Европе Плюс». В тот момент, когда я читала какие-то большие тексты в прямом эфире, она за стеклом передо мной танцевала, смешных медведей изображала. На это невозможно смотреть без слёз, очень хочется засмеяться, но нельзя, у меня прямой эфир, я говорю в этот момент.
— Бывали ли у Вас случаи, когда Вас узнавали в лицо или по голосу?
-Когда-то у меня был фирменный знак, я ходила в кожаной бейсболке и потом заметила, что когда я иду в кепке, значит вслед мне: «О, Европа Плюс!». Стоит выйти без кепки – никто не узнаёт! Можно было прятаться таким образом.
Не знаю, кто-то узнает, кто-то нет. Потом эфир — это все равно театр. Радио – это театр. В любом случае, ты настраиваешься, у тебя меняется манера говорить. Ты говоришь на улыбке. Особенно к этому приучают на «Европе Плюс», потому что там есть руководство для ведущего — ты говоришь на позитиве и еще плюс сто процентов. Твоя задача, чтобы настроение улучшилось у тех, кто сейчас включил твою волну. Конечно, это театр. Там ты можешь улыбаться и как угодно, а в быту все немножечко меняется – и тембр голоса, и манера говорить.
— Без чего не обходится Ваш рабочий день?
— Для радости обязательно кофе, шоколадка и смешная картинка из Интернета. А рабочих моментов весьма много. Это писать, выкладывать передачи, искать что-то.
— Может ли человек работать не нескольких радиостанциях одновременно?
— Физически он может. А так, это признак дурного тона. На нескольких радиостанциях, например, в каком-то едином холдинге может работать только журналист новостей. Если новости по формату ничем как-то глобально не отличаются на этих радиостанциях, то новости может делать один человек. Но ведущий эфиров один и тот быть не может, потому что у каждого радио свой формат. И если мы говорим про музыкальные радиостанции, у них формат и музыкальное наполнение разные. Если у тебя в каждом часе на музыкальном радио 10-12 песен, и ты будешь пытаться работать на нескольких радиостанциях, у которых музыка разных стран, периодов, эпох, годов — ты просто знать не можешь всю эту музыку, чтобы как-то спокойно распоряжаться этими знаниями. Так не делают.
— Какие радиостанции у Вас любимые?
— Я люблю по утрам послушать «Радио Маяк», потому что там господин Стиллавин. Такой компот из юмора и умных мыслей. Там так ходят на грани добра и зла. Так балансируют, чтобы не пасть в какую-нибудь пошлость. Они очень меня смешат. Когда мужчины говорят, очень полезно слушать женщинам.
— Согласны ли Вы с тем, что радио – уходящий жанр?
— Нет. Другой вопрос, из какого технического устройства Вы будете его слушать – из плеера, компьютера или музыкального центра. Чем заменить? А если нет времени смотреть телевизор или читать ленту новостей. А если я незрячий человек, как я буду смотреть и читать? Лично я телевизор не смотрю, а слушаю. Одновременно я занимаюсь своим делами. Что там показывают, я не знаю, но улавливаю всю информацию.
Есть радиолюбители, которые коллекционируют количество пойманных FM-радиостанций на разных специальных технических устройствах. К нам приходят письма из разных стран: из Норвегии, Финляндии и других, о том, что они поймали нашу волну. Они пишут о том, что поймали радиостанцию в определенное время и на конкретной волне и просят нас подтвердить, мы это или нет. А сам человек может находиться на каком-нибудь острове.
— Если бы у Вас была возможность вернуться в прошлое, то какой совет могли бы Вы дать себе?
— Я себе могла бы дать много советов , и они бы не касались моей работы. Смотреть назад, говорят, это верный путь к шизофрении. Поэтому, не надо жить прошлым, нужно жить настоящим. То, что было вчера, уже не вернется, то, что будет завтра, ты ещё не знаешь.
Поэтому живи сейчас. Ну, так, можно чуть- чуть назад посмотреть…