Студенты-журналисты ПетрГУ побывали на выставке, посвященной 75-летию снятия блокады Ленинграда и 75-летию освобождения Петрозаводска. Что поразило начинающих журналистов больше всего – в нашем обзоре.
Выставка «О героях былых времен» открылась в Музее изобразительных искусств Карелии в преддверие Дня Победы. Куратор выставки – Людмила Никифорова — посвятила ее двум памятным юбилейным датам – 75-летию снятия Блокады Ленинграда и 75-летию освобождения Петрозаводска.
«Эта выставка — напоминание о тяготах и лишениях военного времени, о радости побед и горечи поражений, это наша дань благодарной памяти всем участникам Великой Отечественной Войны, героическим защитникам Родины», — говорится в описании экспозиции.
В трех залах представлены живописные и графические работы художников разных поколений из фондов музея. Художники Борис Поморцев, Виталий Тюленев, Сергей Якобчук и Юрий Высоковских были детьми в годы войны. Те, кто был постарше — Константин Буторов, Зиновий Львович, Осмо Бородкин, Павел Кондратьев, Иван Евстигнеев, Юрий Непринцев – воевали и создавали рисунки – свидетельства суровых боев, разрушений городов и деревень. Но главное, что сохранили их картины – это образы героев. Многие произведения были созданы непосредственно годы войны, этим они особенно ценны.
«Сыновья. Сорок первый год» Бориса Поморцева
Борис Поморцев — карельский художник, работает в технике
масляной и темперной живописи, в жанрах пейзажа и портрета. В своём творчестве
обращается к теме истории России, народного зодчества Русского Севера.
Детство художника пришлось на годы Великой Отечественной войны. Борису Поморцеву в 1941 году было всего девять лет. Ужасающие события жестокого противостояния Советского Союза и нацистской Германии крепко отпечатались в памяти будущего художника. Позже это несомненно повлияло на его творчество.
Одно из произведений, посвящённых войне — картина «Сыновья. Сорок первый год».
Полотно было создано в 1984 году и навеяно воспоминаниями художника о самом начале Великой Отечественной.
Работа очень символична. На картине изображена карельская деревенька, из которой молодые ребята отправляются на мобилизационный пункт. Мы видим реку, через которую они переправляются и лодку с главными героями полотна. На вёслах — родители: отец и мать, они хотят быть со своими детьми до последней минуты. Новобранцы стоят в этой лодке. Сам художник признавался, что знает о том, что на лодке невозможно двигаться стоя. Он намеренно изобразил юношей стоящими. Это символизирует готовность к борьбе. Люди стали плечом к плечу, чтобы победить. Вся огромная страна поднялась и объединила все свои силы, чтобы защитить свой дом, свою семью и будущее Родины от немецких захватчиков.
Если обратить внимание на задний план картины, можно
обнаружить ещё несколько важных деталей. Там мы видим провожающих людей.
Приглядевшись, мы заметим, что в деревне остались лишь дети, женщины и
несколько стариков — все молодые мужчины ушли на фронт. Также следует обратить
внимание на дома: все окна повёрнуты в сторону отплывающей лодки. Дома будто
провожают уходящих на фронт юношей своими глазами. Птицы, которые сидят на крышах,
тоже не случайно повёрнуты в сторону лодки: они прощаются с покидающими деревню
жителями.
Ещё одну важную деталь можно заметить, приглядевшись к
правому верхнему углу полотна. По традиции в карельских деревнях на кладбищах
высаживались деревья, так называемые священные рощи. Такая священная роща есть
и здесь, на полотне Бориса Поморцева. И это тоже символично — как будто духи
предков тоже провожают молодых людей на фронт.
Отдельное внимание необходимо уделить цветовой гамме картины.
Мы видим розовато-красное небо, но ведь заря выглядит совсем по-другому: обычно
она над самым горизонтом. Здесь же заря как будто давит на весь мир сверху.
Небо отражается в воде, отчего река тоже приобретает кроваво-красный оттенок,
напоминая нам о смерти, которая всегда неразрывно связана войной.
«Сыновья. Сорок первый год» — удивительная картина, несущая в
себе огромный смысл, для понимания которого важна каждая деталь, каждый штрих
художника.
«Весна. 1945» Рейно Юссикайнена
Особого внимания заслуживает один из немногочисленных плакатов выставки — «Весна. 1945 год» Рейно Юссикайнена.
Великая Отечественная застала Рейно Юссикайнена осиротевшим подростком. Рожденный в 1926 году, незадолго до войны он потерял связь с матерью и сестрой, а его отца репрессировали в тридцатые годы. Будущего художника приютили дальние родственники, но мальчик не прижился у них – так он оказался в блокадном Ленинграде, а в 1942 году по счастливой случайности Рейно прошел по Дороге жизни. Так Рейно Андреевич остался жив. После войны он успешно окончил «Московское академическое художественное училище памяти 1905 года» и вскоре после этого перебрался в Карелию, поближе к родственникам. Он был заслуженным деятелем искусств Республики Карелия, его работы экспонировались на всесоюзных и зарубежных выставках. В музее представлены несколько его работ, в том числе плакат «Весна. 1945 год», созданный в 1973 году.
На плакате все очень лаконично, но он наполнен символами, в которых нужно разобраться. На самом верху – надпись «Весна» на четырёх языках – русском, английском, французском и немецком — основных языках участников войны. И год — 1945-ый. Победная весна 1945 года.
На голубом фоне из разбитой фашистской каски прорастают ромашки. Казалось бы, ромашка – летний цветок, какое отношение он имеет к весне? Почему именно их изобразил Рейно Юссикайнен на своем плакате? Почему не гвоздики, которые уже стали символом Дня Победы или какие-нибудь другие весенние цветы?
Если представить на чистом голубом просторе плаката алые гвоздики или, например, желтую мать-и-мачеху, образ меняется. Он перестает быть таким, каким он был задуман, теряет свою чистоту и невинность. Юссикайнен выбирает абсолютно летнюю ромашку – очень спокойный по колориту цветок. В нем заложен еще один смысл. Тонкие, длинный стебельки, прорастающие из трещины, очень хрупкие, как и мир — после самой страшной войны 20-го века. Тот мир, который только рождается, как и эти ромашки, очень легко сломать.
Удивительно лаконично, всего в трех символах – буквы, каска и цветы – Рейно Юссикайнен показывает нам емкий образ Победы и хрупкого мира, который становится после нее.
«На Лоухском направлении» Константина Буторова
Эта картина — аллегорическое изображение печальной реальности. Работа Константина Буторова заслуженно заняла место в экспозиции музея ИЗО Петрозаводска «О героях былых времён». Художник написал её в 1975 году, когда Великая Отечественная война была уже далеко позади, но выстрелы катюш гулким, протяжным эхом всё ещё раздавались в памяти людей старшего поколения.
Перед нами предстаёт мрачный пейзаж. Покорёженные страшным артобстрелом стволы деревьев (вероятно, сосен) когда-то гудели в вышине лазурного неба — теперь такого тяжёлого, тёмно-серого, с густыми серыми тучами. На заднем плане, за мёртвыми деревьями, виднеется лес цвета индиго, расплывающийся вдали и напоминающий горные вершины. А в нижней части картины, тесно прижавшись к своим прародителям, растут ещё совсем молоденькие пушистые кустики. Они готовы жить и бороться за место под солнцем, когда оно выберется из-за пугающих туч. Эта молодая зелень символизирует нас, живущих благодаря солдатам, защитившим Родину. Сражаясь за настоящее и будущее, погибли многие. Смерть приходила внезапно, как к этим деревьям, в кронах которых раньше вили гнёзда весёлые птицы. А теперь — ни птиц, ни сосен. Лишь тишина и скорбь. Тёмные стволы возвышаются над молодняком, как бы напоминая о пережитой войне, о величайших потерях, о людской жестокости и хрупкости мира. Ведь он и вправду ранимый и вовсе не хочет умирать. Что же делает с ним война? Кровавая, беспощадная, всепоглощающая, злая. С помощью насилия никогда не построить новую жизнь. Насилием нельзя создать будущее или преобразовать уже существующее.
Произведение выполнено масляными красками на холсте. Автор использовал различные оттенки холодных цветов (синего, бирюзового, серого, голубого, тёмно-коричневого, белого), чтобы передать глубокий смысл картины. Лёгкими мазками, которые можно увидеть, рассматривая картину ближе, Буторов словно скользил по полотну. Маленькие кустики сочно-зелёного цвета живые, почти настоящие. Художник отобразил в них свою главную идею — важность веры в доброе, чистое будущее, в осознание ошибок прошлого. Он надеется на нас и на следующие поколения, которые навеки откажутся от идеи войны и разрушения.
Размышлять над этим удивительно печальным произведением послевоенного искусства можно долго, как и было задумано Буторовым.
«Перед сожжением» Льва Дурасова
Работа написана через 15 лет после победы в Великой Отечественной войне, художником, который запечатлел события в нацистских концентрационных лагерях.
Лев Петрович Дурасов — прежде всего иллюстратор. Работал в издательстве «Детская литература», его рисунками украшены около 140 книг: Коваля, Маяковского, Диккенса, Акимушкина, Олеши, Тютчева и многих других. Но есть в его творчестве и эхо войны. В 1960 году Дурасов участвовал в создании работ для международного антифашистского музея в 14-м блоке бывшего концентрационного лагеря Освенцим. Сейчас там размещается российская (ранее советская) экспозиция. Работа «Перед сожжением» является эскизом, утверждённым комиссией Советского комитета ветеранов войны (СКВВ, с 2013-го года «Российский Союз ветеранов») для экспонирования в бывшем лагере смерти. В верхней левой части картины можно увидеть подписи членов комиссии и печать СКВВ.
В картине сочетаются два символичных цвета: кроваво-красный и траурный чёрный. По всему полотну прослеживаются две тесно связанные линии — жизни и смерти, огня и тления. Сюжет отражается в названии картины и изображает мгновение до убийства пятерых и без того полумёртвых, измученных от голода людей. То, что перед нами сцена убийства в газовой камере нацистского концлагеря, сомнений нет. С помощью контраста красного фона и чёрных теней художник передаёт немощность и ужасающую худобу смертников. Определить их пол трудно. В концлагерях, конвейерах смерти, человек — временная рабочая сила, существо, пепел. Поэтому все узники так похожи. Их торчащие рёбра, бритые головы и острые локти сплелись в единую человеческую цепь. Головы четырёх повёрнуты друг к другу. Лишь один поджал рот и широко раскрытыми глазами смотрит на зрителей.
Худое лицо с выражением безмолвного ужаса — то, что остается в памяти надолго после просмотра картины «Перед сожжением».
«Операция» Бориса Казакова
Картина изображает врачей и медработников, которые в полевых условиях лечили и оперировали людей.
Картина выполнена в технике литографии — штриховой рисунок, нанесенный на бумагу. Написана «Операция» в 1963 году и рассказывает о трудностях, с которыми сталкивались врачи во время Великой Отечественной войны. В маленькой комнатке хирург делает операцию бойцу, а медсестра держит лампу, чтобы создать хоть какую-то освещенность в темном помещении.
Военные потери СССР с 1941 по 1945 годы составили 22 миллиона человек. Ежедневно погибали 16 тысяч солдат, а хрупкие девушки — медсёстры — выносили с поля боя по пять-шесть раненых за час – каждая. Врачи работали в полевых условиях под шум гранат и свист пуль, рискуя собственной жизнью. На полях сражений Великой Отечественной войны погибло и пропало без вести пять тысяч врачей, девять тысяч работников среднего медперсонала, 22 тысячи санинструкторов и 47 тысяч санитаров. Благодаря отваге и самоотверженности русских медиков, в строй удалось вернуть 17 миллионов солдат, говорится в комментарии музея к этой картине.
Увидеть эти и другие картины художников-фронтовиков можно в Музее изобразительных Карелии (Петрозаводск, пр. К. Маркса, 8). Выставка продлится до 21 мая.
Над материалом работали:
Алина Курбатова
Виктория Келипова
Юлия Усольцева
Дарья Игнатьева
Юлия Карлова